
В чем, кажется, российская экономика не нуждалась, так это в импортозамещении жуликов: своих хватало, за редким исключением. Прошли те времена, когда по призыву чубайсогайдаров и вечно пьяного гаранта орды зарубежных преступников всех мастей ринулись осваивать богатства российских аборигенов, приобщая их к рыночным ценностям. Однако кое-где заморские первопроходцы-мошенники сохранились и процветают. Поучительный пример для отечественных спецслужб – херр Мартин Херманссон, «бизнесмен» из Швеции. Пусть не вводит в заблуждение и искушение позлословить его своеобразная для уха россиянина фамилия: этот херр оказался достаточно крепким, чтобы провернуть комбинацию с участием российских банкиров и красноярских муниципальных отцов-руководителей. Образно выражаясь, организовал «шведскую семью», где, понятно, играл активную роль, получив немалый гешефт.
А начиналось все в Швеции, где Мартин, по его словам, «выходец из семьи богатых потомственных лесопромышленников», в начале нулевых почему-то занялся пенсионным обеспечением. Получилось не очень удачно. Для шведских пенсионеров. А для молодого выпускника престижной Лондонской школы экономики – очень даже неплохо, размер похищенного измерялся десятками миллионов шведских крон. За пятнадцать лет до семейки жуликов Бориса Минца, собственника компании О1, проделавшего аналогичный трюк с россиянами, Херманссон вывел украденные пенсионные деньги в Россию и заявил о намерении развивать российский лесопромышленный комплекс. Сначала – в Архангельской и Иркутской областях. А в 2013 году швед появился в Красноярске, где его компания RFI Consortum стала управлять ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (НЛХК). Тут надо понимать, что в Красноярском крае, одном из оплотов организованной преступности и поставщиков «воров в законе», в святую святых – заготовку леса – так просто не попадешь. Чужих здесь не любят. Однако нашему херру удалось это сделать, правда, не без проблем. Если с Александром Уссом, тогда главой краевого заксобрания, удалось договориться довольно легко, то губернатор Лев Кузнецов, ставленник могущественного клана Потанина-Прохорова, поначалу артачился и отказывался встречаться с заморским гостем. Однако после того, как на собственной вилле на французском Лазурном берегу Кузнецова избили, прострелили плечо из пистолета и забрали драгоценностей на три миллиона евро, он быстро перевоплотился в гостеприимного хозяина, заодно, судя по декларации, увеличив личный доход на пару миллионов.
И тогда Мартин развернулся! Получив доступ к лесному фонду, он довел быстро заготовки до миллиона кубометров в год, организовав производство ДВП и пеллет (топливо для бытовых котлов), а также пиловочника. При этом, правда, шведскому гостю очень не понравился введенный в 2014 году закон об отслеживании легальности происхождения древесины, о чём он не преминул публично заявить в интервью издания «Лесная индустрия»: «они (российские законодатели) начали не с той стороны». Объяснение такого недовольства простое: Красноярский край и Иркутская область – лидеры по незаконным вырубкам древесины и поставкам её в соседний Китай. Сам Херманссон простодушно заявлял в упомянутом интервью, что гнать лес в любом виде в Китай выгодно – там высокие цены. Даже официально. А неофициально, «серыми» таможенными коридорами, – прибыль зашкаливает, закрывая глаза местным ревизорам, правоохранителям и властям.
Но выпускник Лондонской школы экономики опозорил бы родной вуз и в целом британские взгляды на рынок, суть которых – кто украл, тот и прав. Он параллельно с контрабандой леса организовал финансовую схему, которая позволила фактически похитить деньги вкладчиков и клиентов Рост-банка. Как? Под развитие НЛХК швед набрал кредитов на миллиард рублей, в основном у этого банка, с владельцем которого, Олегом Карчевым, был хорошо знаком еще с того времени, как банкир отмывал доходы Мартина от контрабанды леса в Финляндию из Архангельской области через латвийские банки. В итоге модернизации никакой не получилось, хотя некоторое количество подержанных немецких линий завезли. Рост- банк по совокупности нарушений скоро рухнул и был передан на санацию в банк Траст. Когда же начались поиски денег и требование вернуть кредит, Новоенисейский комплекс подал заявление о банкротстве, после которого деньги клиентов Рост-банка будет найти весьма проблематично, а за все расплатится АСВ и невезучие российские вкладчики.
Но Херманссона подвела жадность. Он, как известный герой «Золотого теленка», Шура Балаганов, имея миллионы, попался на мелкой краже: начал уклоняться от уплаты налогов и попал под судебное разбирательство. Вот как эта история описана в электронных СМИ:
Дело рассматривала судья Лесосибирского городского суда Т.А. Бурмакина. Это была жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 97 в г. Лесосибирске от 2 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении. Все это подробно описано на сайте «Судакт».
Шведский гражданин попросту не предоставлял документы в налоговую, по всей видимости, что бы не платить налоги.
Однако мировой судья участка № 97 в г. Лесосибирске Красноярского края по всей видимости с чьего-то «нашептывания» никаких нарушений не нашел.
Тогда государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок И.А. Смирнова, не согласившись с таким решением, обратилась в суд с жалобой.
Херманссон, на это заседание вообще не явился.
Однако даже не смотря на это вышестоящая инстанция оставила жалобу без изменений».
Понятно, что не обошлось без краевых высоких покровителей. Помните дружбу с Александром Уссом по принципу «шведской семьи»? Сейчас Усс – губернатор Красноярского края, и как не порадеть отзывчивому партнёру?
Но дело для Херманссона осложняется тем, что ожили призраки Рост-банка, активы которого и права требования перешли к банку Траст. А там за это направление отвечает Михаил Хабаров, матерый знаток-практик хищений, лжебанкротств, рейдерства и прочих шалостей, по сравнению с которым Мартин – приготовишка. Хабаров предпочитает радикальные методы, поговаривают, что, не добившись результата законным путём, он предпочитает нестандартные приёмы. Некоторые из его оппонентов скоропостижно отправлялись в мир иной…
Такого финала, разумеется, Херманссону никто не желает, но вот его карьера в Сибири в качестве залетного рейдера и злостного неплательщика налогов вполне может перейти в уголовную плоскость.